Хочу представить вам искусство моего народа.
В силу специфики исторического развития Краснодарского края, на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры здесь тесно переплелись с элементами южно - русской культуры и отчасти горской культурой. На их основе и происходило становление новой региональной этнокультуры Кубани, имеющей свои особенности, в том числе и в народной вышивке.
Переселенцы из разных губерний России и Украины принесли с собой свои традиции в украшении одежды и предметов быта. В результате этого, на Кубани можно наблюдать богатство и разнообразие стилей и орнаментов.
К наиболее распространенным можно отнести вышивку крестом ( красный, черный цвет), счетную гладь. Разного вида мережки (украшение рушников, настольников, горловины, рукава и подолы рубах, занавески, салфетки).
Но как же, скажите вы, а слияние культур? Верно. Поэтому, чтобы определить носителя местной традиции – народного мастера, мы проводим полевые исследования. Необходимо было изучить его корни, быт, методы его обучения ( как и где он перенимал этот опыт).
Для чего это делается? Потому что утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого народа. Вот почему так важно знание традиционной культуры своего народа, в том числе НДПИ как её часть.
Сегодня , я хочу рассказать вам о рушниках вышитых крестом и их применении.
Рушник играл большую роль в жизни людей, ни один обряд – ритуал не обходился без него. В поте лица своего люди добывали хлеб, а когда он появлялся на столе, его клали как святыню на рушник. Трепетное отношение к рушнику как к традиционному символу доброжелательности сохранилось и в наше время.
Начинали их вышивать ещё с детства. Девочку учили вышивать, как только она могла держать иголку в руках, потому что они не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежок за стежком при лучине в долгие осенние и зимние вечера, вышивали девушки себе приданное и свадебные рушники. Вышивали и пели песни о своем суженном, казаке чернобровом.
И сам рушник был как песня, в которую женщина вкладывала всю душу – то веселье, то печаль, то надежду, то любовь.
До замужества девушка должна была вышить 40 рушников, рубахи , настольники, салфетки и т. д..
Рушники (полотенце, утиральник, рукотер и т. д.) среди восточно-славянского населения Кубани являлся не только изделием утилитарным, но и выполнял эстетическую функцию. Обычай украшать жилище вышитыми рушниками был перенесен на Кубань украинцами. Длина рушника зависела от высоты хат. Со временем эта традиция стала утрачиваться. Полотенца обрамляли висячие на стенах картины, фотографии, зеркала. Как вспоминает жительница ст. Павловской , В. В. Малых (1928 г.р.), « На икону, в красный угол, вешали «набожник» - рушник, длина которого была 2,5 – 3,5 метров, он должен был покрывать все иконы висевшие в углу.» Обязательно «набожницы» вывешивались двух видов: праздничные и будничные.
Рушники чисто утилитарного назначения «утирачи» - для вытирания рук и постоянного использования – почти не украшались. Только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок обычно красного цвета.
«Килковые» или «крючковые» рушники получили свое название от обычая украшать ими комнату на все праздники, развешивая на вбитые в стену гвозди – «крючки( по укр. «кiлок» - деревянный гвоздь).
А ещё, когда ранней весной шли всем родом в степь, посмотреть на посевы, то впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в котомке снедь (еду), накрытую рушником. В поле они молились, просили урожая, потом стелили рушник и обедали. Так делали при первой пахоте, при севе и уборке.
Подрастают сыновья, по осени проводы в солдаты. Матери на счастье , на долю дают сыну рушник. Девушки тоже припасались рушниками и платочками вышитыми, чтоб их не забывали солдаты. Девчата будут их ждать, рушники вышивать, скатерти, подзорники, приданное готовить.
В каждом доме была Библия, для неё был особый рушник с вышивкой, т. к. Библию никогда не брали голыми руками.
Детям вышивались маленькие полотенца, с цветами или птицами. До замужества невеста должна была обязательно вышить рушники для будущих детей: с геометрическим орнаментом – мальчику, растительным – девочке.
Рушники вышивались в честь памятных дат, праздников, подарков.
Так рушник сопровождал человека всю жизнь. Похороны тоже не обходились без рушника. На крест вешали скорбный с крестом. В цветовой гамме наблюдается преобладание черного цвета.
Рушники были и особенные орнаментированные , они играли большую роль в обрядах жизненного круга. Так, например, свадебные.
Свадебный обряд.
Свадебных рушников требовалось не меньше 12 штук.
Я хочу рассказать вам обряд, который проводила моя бабушка, выдавая свою дочь замуж.
Приехал жених со своей свитой за невестой. Ан нет, калитка завязана – рушником. Провели торг за невесту, заплатили выкуп им открыли калитку, жених, дружок, сваты( раньше это были – староста или атаман), входят в дом. И пока они дойдут до невесты, в каждой комнате их встречают подружки невесты с шутками, загадками и просят выкуп за свою подругу.
И вот жених увидел свою невесту. Мать перевязывает их руки (предплечье) особым свадебным рушником. Он двухконцевой ( мужская и женская сторона, на нем вышито: «На долю», «На счастье»). В руки дает вышитый платочек, мать берет два конца и по одному отдает жениху и невесте. И выводит их из дома по рушнику.
Молодые поехали в церковь (сейчас это – ЗАГС). Перед входом, невесту подвязывают рушником и давали рушник и икону. Рушник служил подножником, который расстилали под ногами вступающих в брак, под него клали медную монетку. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви.
Вернулись молодые домой. Родители на рушнике подносят хлеб-соль (каравай) жениху и невесте. Дают свое благословение иконой в рушнике. Затем, каравай ставят на праздничный стол и накрывают его двумя другими рушниками, крест - накрест. В конце свадебного обеда дружка снимает с кулича рушники, один берет себе, перевязавшись им через плечо, а другой отдает дружку; затем разрезает кулич и раздает его гостям присутствующим за столом.
Наутро после свадьбы молодая несет свекру и свекрови умыться и дает утереться своим рушником. Потом она его вешает на икону.
Все свадебные рушники бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Свадьба прошла, молодая женщина в ожидании малыша вышивает рушник, чтоб одарить повитуху, которая придет ей на помощь.
Вот и дом строить пора и тут без рушников никак. Сволока, еще при постройке, перевязывали рушником, чтоб дом был полной чашей, после чего их дарили мастерам.
Вот так жили наши предки, а мы подошли к самому интересному – вышивке рушника.
Пошаговая инструкция создания и вышивки рушника.
1) Подготовка к вышивке.
Прежде всего надо подготовить полотно. Рушники на Кубани чаще вышивались на выбеленном конопляном полотне. Сейчас чаще используют лен или домотканое полотно. Для этого: отметив на цельном куске ткани необходимую длину и ширину будущего изделия (ширина рушника в среднем была 36-42 см., в длину от 1,8- 3,5 м.), следует выдернуть долевые и продольные нити со всех сторон, и по образовавшемуся «следу» вырезать ножницами полотно.
С появлением фабричных тканей появилась необходимость обрабатывать края мережкой.
По контуру нужно оставить 3-4 см. и опять продернуть нити – для мережки. Теперь с её помощью мы подшиваем края. Готово.
Теперь проверим мулине на прочность цвета. На ткани делаю несколько крестиков, а потом стираем в теплой воде, если после высыхания на ткани останутся следы, то нитки в таком случае нужно перекипятить с добавлением уксуса ( 1ст.л. на 1 ст. воды) в течении 5 минут, затем прополоскать до «чистой воды».
Подготавливаем рисунок. Мотивы орнамента брались вышивальщицами из природы, а также со старых вещей, которые вышивали еще мамы и бабушки. Рисунок может состоять из нескольких повторяющихся рапортов-элементов, которые желательно полностью воспроизвести на миллиметровой бумаге, стараясь передать и цветовую гамму ( в основном были черный и красный цвета), это необходимо для того, чтобы просчитать количество крестиков для правильного расположения орнамента и определения центра рушника. С низу от вышивки желательно оставить 10-7 см. После того как мы с точностью выполнили все это, можно начинать вышивать отступив с краю 0,5 см., а можно и от середины (как вам будит удобно).
2) Вышивка. Первые шаги.
Шов крестик вышивают по счету нитей ткани. Крестик состоит из одинаковых по величине диагонально пересекающихся стежков. На изнаночной стороне должны образоваться ряды из горизонтальных или
вертикальных стежков. Конец нити закрепляют петлей по диагонали клеточки. В изделии не должно быть узелков, энергия, исходящая от работы, должна быть чистой и светлой.
Выводить иглу нужно в левом нижнем углу первого крестика. Затем, по диагонали иглу вкалывают в правый верхний угол и выводят в верхнем углу слева. Далее протягивают рабочую нить и вкалывают иглу в правый нижний угол, а выводят – в левом углу следующего крестика. Так делают если надо в узоре выполнить ряд горизонтальных крестиков. Иногда удобно вышить ряд крестиков по вертикали. Тогда вышивают все стежки ряда в одну сторону (слева по диагонали направо или как я люблю говорить – рисуем простым карандашом), а затем вышивают ряд стежков, перекрывающих первые (теперь раскрашиваем красками). Надо следить, чтобы в орнаментах, вышиваемых крестиком, верхний перекрывающий стежок был в одном направлении (слева направо).
Чтобы закрепить нить по окончании вышивки, иглу с нитью выводят на лицо работы, аккуратно проводят ее под готовыми крестиками (4-5 штук) и обрезают.
Нужно начать, а конец нити обрезан, его так же прячут под крестики. Сделать переход от элемента к элементу, так же под крестиками, а изнаночка у вас чистенькая и аккуратная и нет длинных стежков-переходов.
Украшением рушника служит не только вышивка и мережка, а и величественный подзор. Его пришивают к краю рушника, вывязывается крючком в филейной технике. Можно сделать филейные вставки в самом рушнике, а так же ложное кружево. Их применяют в основном когда нужно нарастить длину самого изделия.
Сегодня мне хотелось рассказать и показать красоту и самобытность наших обрядов, жаль , что омногие из них ушли в прошлое. А также дать азы по вышивке и ее подготовке.